О страсти винопития

Пьянство и алкоголизм — тяжелые недуги нашего общества. Официальная статистика говорит о том, что в России насчитывается 4-5 % алкоголиков и 10-11% пьяниц только по данным государственной медицины. Если учесть, что далеко не все больные алкоголизмом обращаются за помощью в государственные учреждения, то данные статистики еще увеличатся. Почему же столько людей губят свою душу и здоровье, забывая об истинных ценностях в жизни, утрачивая не только образ и подобие Божие, но даже образ человеческий? Можно назвать разные причины, почему человек начинает пить: плохое воспитание, дурная компания, наследственная предрасположенность, жизненные проблемы и некоторые другие причины, но можно взглянуть на проблему и с духовной точки зрения.
Понятно, что пьянство — зло, тяжкий грех, который влечет за собой множество других грехов и дурных последствий.
Каждый человек, начиная с сознательного возраста, постоянно стоит перед выбором добра и зла, добродетели или греха.
Святые отцы Православной Церкви говорят, что нет добра, которое было бы не от Бога, и нет зла, которое было бы не от дьявола. Человек находится между двумя противоположными силами и каждый день многократно делает выбор. В духовной жизни есть такое понятие, как трезвение — это внимание к своим мыслям, словам и поступкам при постоянной молитве. Если человек начнет внимательно следить за собой и молиться, то увидит много плохих мыслей, которые появляются в его душе. У каждого они могут быть разные: гнев, осуждение, зависть, уныние или другие. У кого-то это страсть к спиртному.
Конечно, можно было бы отсечь первые мысли о выпивке, чтобы избежать всех последствий, но далеко не каждый так поступает. Дьявол внушает человеку под разными предлогами совершить грех, чтобы потом уловить его в свои сети и погубить его душу. Так поступил он и с первыми людьми Адамом и Евой, предлагая вкусить запретный плод, обещая им, что они будут «как боги, знающие добро и зло»*.
Но вот «запретный плод» уже вкушен, позже приобретена и страсть пьянства, что же теперь делать?
Важно понять, с кем имеет дело больной алкогольной зависимостью, и кроме медицинских средств использовать духовные средства. К ним относятся молитва, пост, Таинства исповеди и Причастия, чтение Священного Писания, воздержание, милостыня и добрые дела. Обязательно необходимо смиренное сознание собственного бессилия избавиться от греха и неосуждение других людей. Нужно искренне, своими словами обратиться к Богу и попросить Его помощи, выразить пред Ним желание избавиться от этого недуга и начать новую жизнь. С этого начинается покаяние. Не нужно пред Богом и людьми искать оправдания своей страсти, чтобы не уподобиться Адаму, который после грехопадения стал оправдываться и обвинять свою жену, и потому был изгнан из рая. Самоосуждение — тот путь, на котором человек находит покой, признавая себя виновным.
Часто человек впадает в те же грехи, в которых осудил ближнего. Есть поговорка: «В чем кого осудишь, в том и сам побудешь». Нужно посмотреть, не было ли в душе осуждения или презрения к пьющим людям, гордости и высокомерия.
Предстоит борьба с греховными помыслами, а точнее — с дьяволом, который стремится удержать душу в грехе или еще больше поработить ее. Обязательно нужно посещать храм Божий, участвовать в церковных богослужениях, как можно чаще исповедоваться и причащаться, читать Слово Божие. Без этого затруднительно будет получить помощь от Бога. Церковная молитва необходима, потому что в ней участвуют все верующие христиане, молясь друг за друга и «О мире всего мира»**. В Таинстве исповеди Бог прощает человеку преждесодеянные грехи, и дает силы не впадать в них снова, а в Таинстве Причащения верующие соединяются с Самим Богом, принимая в себя Тело и Кровь Христовы. Слово Божие просвещает и наставляет человека на всякое добро.
Победа над страстями легко не дается, это дар Божий. От нас же требуются усилия и терпение. Главное — не впадать в уныние и леность, видя себя вновь побеждающимся страстью, а смиренно каяться и снова трудиться над собой. Бог, видя усердие человека, подаст победу в свое время. Пусть каждый из нас будет свободен от этой страсти, чтобы жить достойно звания Христианина. Будем помнить, что мы созданы для Царствия Божия, «где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная»***.

Примечания:
* Быт.3:5
**Мирная ектения
***Канон по исходе души от тела, кондак, глас 8

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *